<I-я открытая школьная дистанционная конференция ученических проектов>
Творческая работа участника I-ой открытой школьной дистанционной конференции ученических проектов
ГЕОГРАФИЯ ТВОРЧЕСТВА ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО
Автор: Наймушина Любовь 7б класс МОУСОШ №32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской области
Руководитель: Исаева Марина Анатольевна, учитель музыки и Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ №32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской области
2. ЦЕЛЬ: Исследование влияния впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора.
ЗАДАЧИ:
Актуальность проблемы:
Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.
Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки.
В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.
В своей работе я решила проследить географию творчества композитора, выявить страны, которые он посетил и отразил в своем творчестве.
Проект посвящен жизни и творчеству величайшего русского композитора.
План работы
Введение
1. Московский период
2. Путешествия в Европу.
3. Испанский период
4. Итальянский период.
А) Венеция
Б) Неаполь
5. Французский период
6. Немецкий период
7. Второе путешествие в Европу - дирижёрская деятельность
8. Путешествие в Америку
Заключение
Литература
Введение
Академик Д.С.Лихачев писал: "История культуры - это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования." Память о личности великого художника, в том числе и Чайковского, в значительной степени помимо его собственного творчестива, хранят воспоминания его современников. Но, как отмечала писательница Л.Я.Гинзбург: "Дневник фиксирует не прошлое, а настоящее, "непредрешенный" <...> процесс жизни с еще неизвестной развязкой. В мемуарах же наблюдается обратное: развязка известна, отсюда их необьективность." Не исключение и мемуарная литература о Чайковском.
Воспоминания о Чайковском стали появляться практически сразу же после его кончины. В этом проявились всеобщая любовь к нему современников, а также начало работы над биографиями композитора разных исследователей.
Большую роль в его творчестве сыграли путешествия по миру. Я в своей работе постараюсь осветить влияние путешествий на творчество композитора.
1. Московский период.
В этот период времени основное место деятельности композитора стал город Москва.
В январе 1866 года Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. К московскому периоду относится создание большого количества разнообразных произведений: в их числе – оперы «Воевода»(1869), «Ундина»(1869), «Опричник»(1874), «Кузнец Вакула»(1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра, Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского «Снегурочка»(1873), цикл фортепианных пьес «Времена года»(1876) и ряд других камерно-инструментальных сочинений и романсов.
Некоторые сочинения этих лет содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье (например, финалы Первой и Второй симфоний), поэтические образы природы – цикл «Времена года».
В других же сочинениях московского периода звучат порой иные настроения: в них выражена неудовлетворенность жизнью. Такова увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»(1869). Драматичен по своему характеру также созданный в эти годы балет «Лебединое озеро»(1877).
Новаторство «Лебединого озера» - необычность и непохожесть его на все предшествующие – если и было не до конца сразу понято, то сразу же отмечено и публикой и критикой, хотя порой и вызывало недоумение просвещенных меломанов.
Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально-критической работе. В течении почти 12 лет он преподавал в Московской консерватории: вел курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения. Любимым учеником Чайковского был Сергей Иванович Танеев – выдающийся русский композитор, ставший его близким другом.
Педагогическая работа Чайковского оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального музыкального образования. Его личный педагогический опыт нашел отражение в созданных им учебных пособиях, из которых особенно большое значение имеет «Руководство к практическому изучению гармонии»(1871) – первый в России учебник для консерваторий по данному курсу, принадлежащий русскому автору.
2. Путешествия в Европу.
3. 18 июля Петр Ильич женился на двадцатилетней Антонине Милюковой. «Это бедная, но добрая девушка с безупречной репутацией, которая меня любит», - так ее охарактеризовал композитор.
4. Но сам Чайковский испытывал к ней лишь платонические чувства. Неудачная женитьба, нервное заболевание, вызванное напряженной работой, послужили причиной отъезда Чайковского в конце 1877 года из Москвы за границу. Вся дальнейшая жизнь его проходила в постоянных переездах, путешествиях. Наступили годы странствований и творческих поисков. К перечню его работ этого периода можно прибавить заграничные поездки – в Швейцарию, Италию, в Париж и Байройт.
В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия, Чехия и др.) и живя, в перерывах между заграничными поездками, то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда. Однако и в эти годы он находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской (дирижерской) деятельности.
С огромным энтузиазмом чествовали Чайковского и на музыкальных вечерах в Париже, где он встретил большое внимание к своему творчеству со стороны выдающихся французских музыкантов.
С 1878 года отсчитывается период скитальческой жизни Чайковского. Чаще всего композитор бывал в швейцарской деревушке Клоран, Париже, Риме, Флоренции, украинском имении своей сестры в Каменке. Иногда посещал и Москву, работая и присутствуя на исполнении своих произведений. В конце концов странствования утомили композитора и с 1885 года он преимущественно живет вблизи Москвы. Начинается новый этап жизни Чайковского, знаменующийся дальнейшим раскрытием его таланта. Композитор с успехом совершает ряд зарубежных концертных турне. В начале мая 1892 года Чайковский переезжает в свое последнее жилище на окраине Клина - туда, где сейчас дом-музей композитора. Его творческая энергия не убывала, ничто не предвещало беды. Но в октябре 1893 года в Петербурге Чайковский умирает от холеры. Похоронили его на кладбище Александро-Невской лавры.
Большинство путешествий композитора отразились в его творчестве. Таким образом, можно выделить несколько периодов Европейского путешествия.
9. Испанский период
В Испании Петр Ильич изучал культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии, наблюдал народные празднества и традиции.
Благодаря полученным впечатлениям, испанские танцы в балетах «Щелкунчкик» и «Лебединое озеро» стали ярким образцом национальной колоритности испанской народной музыки.
10. Итальянский период.
В Италии композитором были завершены Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин». Огромным было их значение в биографии Чайковского. Подытожив предшествующий опыт, он одновременно открыл в них новые, широкие горизонты для дальнейшей творческой деятельности. Появление этих произведений стало выдающимся событием в жизни всего русского общества.
Симфонию Чайковский посвятил своему «лучшему другу» - Н.Ф. фон Мекк. Рассказывая Надежде Филаретовне о содержании сочинения, Петр Ильич отмечал, что симфония стала «верным отголоском» всего пережитого им в зиму 1876-1877 годов, надолго оставившего «воспоминания о страстности, жуткости испытанных ощущений». Это было время, когда композитором все больше овладевали душевные противоречия, неудовлетворенность.
В этом произведении – своей первой инструментальной драме – Чайковский воплотил еще более определенно мысль о единении художника с народом, который может дать силу, вернуть к жизни после страданий и потерь.
В начале 1880-х годов он создал блестящее, ярко народное по языку «Итальянское каприччио» для симфонического оркестра, продолжившее традиции испанских увертюр Глинки.
А) Венеция.
16 декабря 1877 П. Чайковский писал: «Из Венеции я вывез с собою очень милую песенку. Вообще в Италии я испытал два приятных музыкальных впечатления. Одно во Флоренции - не помню, писал ли я Вам об этом. Мы с братом услышали вечером на улице пение и увидели толпу, в которую и пробрались. Оказалось, что пел мальчик лет 10 или 11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным густым голосом с такою законченностью, с такой теплотой, какие и в настоящих артистах редко встречаются.
Это письмо весьма примечательно тем, что содержит музыкальный материал для трех фортепианных произведений П. Чайковского: Итальянской песенки, «Шарманщик поёт» из этого же цикла и пьесы «Прерванные грёзы», ор. 40, № 12. Интересно сравнить записанную Чайковским мелодию мальчика-певца с тем, как она обработана в «Итальянской песенке». Более того, интересно также сравнить, как Чайковский использовал эту мелодию в этой пьесе с тем как он обошелся со второй песенкой в пьесе «Шарманщик поёт».
Б) Неаполь
Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской - как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой. Композитор дважды ее использовал: помимо "Детского альбома" она звучит в III действии балета "Лебединое озеро". Эта пьеса может считаться заключительной в мини-цикле внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальные впечатления от путешествия по разным странам".
В этой пьесе в качестве песенки также ощутимо некое танцевальное начало - изящество и грация, хотя и более скромные, чем в балетном варианте. Не случайно композитор выразил свое намерение ремаркой: grazioso (итал. - грациозно) Вероятно, итальянские уличные певцы сопровождали свое пение некими танцевальными движениями. Так строится первая – собственно песенная - часть пьесы. Во второй ее части музыка становится более темпераментной и больше начинает походить на пляску.
Мелодическое развитие построено по принципу многократного повторения одной и той же ритмической формулы. В мелодии борются и соединяются два начала: с одной стороны длинная фраза, которая должна прозвучать как бы на одном дыхании, с другой – интонационная гибкость каждой фиоритуры, для которой композитор во всех случаях тщательно выписал штрихи (знаки legato [итал. - связанно] и staccato [итал. - отрывисто]).
Своеобразен ритмический рисунок основного мотива этой двухдольной пьесы: главный акцент приходится на слабую долю (на «два»).
Аккомпанемент в левой руке в первой части неизменен и по ритму напоминает дробь маленького барабанчика3. Авторское предписание исполнять аккомпанемент staccato усиливает этот эффект.
Во второй – танцевальной - части пьесы композитор меняет темп, он становится быстрым – Vivace (итал. - быстро), мелодия как бы закручивается в вихревом движении, аккомпанемент ритмически упрощается.
5. Французский период
Эта пьеса принадлежит к числу самых популярных не только в «Детском альбоме», но, быть может, во всем творческом наследии П. Чайковского. Название пьесы вполне точно указывает на происхождение ее мелодии - это действительно старинная французская песня. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после «Детского альбома» он использовал ее в хоре менестрелей в своей опере «Орлеанская дева».
Ощущение старины возникает благодаря суровости, аскетичности, строгости музыкального языка. Этому способствует также композиторский прием – долго выдерживаемый звук соль в басу, так называемый бурдонный бас. Кстати, здесь необходимо обратить внимание на то, что на фортепиано звук угасает (в отличие от струнных или духовых инструментов, на которых звучание можно продлевать либо посредством долгого ведения смычка, либо вдуванием воздуха в трубку), и часто у слушателя в этой пьесе не создается впечатления именно непрерывно тянущегося баса, тем более, если он пианистом берется тихо, якобы в соответствии с авторским предписанием играть piano (итал. - тихо). Отсюда вывод: этот звук, как весьма характерную особенность пьесы, нужно брать довольно весомо и по мере исполнения пьесы все время как бы «вытягивать» его слухом, тогда и слушатель будет его слышать и ощущать присутствие этого звука-фона.
6. Немецкий период
Эта немецкая песенка по характеру напоминает тирольское пение. Тирольский колорит создает так называемый йодль – жанр народных песен альпийских горцев. Рефрен таких песен представляет собой вокализ, который исполняется в своеобразной манере на одних гласных звуках с характерным переходом от низкого грудного регистра к горловому (фальцету) на широких интервалах (в нижнем регистре певец вокализует на гласных а и о, в высоком – на е и и). Именно эти элементы можно отчетливо уловить в этой пьесе Чайковского. Композитор мог слышать такое пение, когда жил в Швейцарии, которую очень любил.
Трехдольный размер пьесы ассоциируется не столько с вальсом (такое утверждение часто можно слышать), сколько с его предшественником лендлером. В интонациях мелодического голоса ощущаются чуть заметные опоры на вторые (слабые) доли такта, которые подчеркиваются пунктирным ритмом.
П. Чайковский остроумно построил аккомпанемент в пьесе: в нем всего две гармонии – тоника и доминанта. Такое ограничение выразительных средств вызвано, безусловно, желанием композитора передать народный характер музыки.
Пьеса написана в трехчастной форме. Крайние части повторяются. Средняя часть вносит заметное разнообразие: мелодия приобретает распевность, широту дыхания, некоторые ее фрагменты изложены двойными нотами, что вызывает ассоциацию со звучанием пастушеских рожков.
7. Второе путешествие в Европу - дирижёрская деятельность
Чайковский пробует свои силы в области дирижирования и постепенно начинает заниматься этим регулярно. В конце 1887 - начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер. "Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России", - записал он в своем дневнике после одного из концертов в Праге.
Во второй половине 1880-х начинается дирижерская деятельность Чайковского сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию.
С января по март 1888 он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. Чайковский прекрасно понимал возложенную на него ответственную миссию. Он страстно желал, чтобы русская музыка покорила сердца всех людей земли.
8. Путешествие в Америку
В 1891 году с большим успехом прошли концерты Чайковского в Америке. На поездку в Новый Свет Чайковский согласился неожиданно легко и даже не без удовольствия – его всегда манили дальние страны. Быть может, потому, что именно там он ощущал острую, болезненную тоску по Родине, любовь к которой с каждым годом росла и крепла. Из этой тоски рождались новые мелодии – издалека все виделось в ином свете. Как в свое время Тургеневу, написавшему в Париже свои самые «русские» произведения.
К началу 90-х годов его слава далеко перешагнула пределы России. Музыка Чайковского, взывающая к самому светлому, самому чистому в человеке, оказалась близка и понятна во всех уголках земного шара. Однако если русская литература в лице Тургенева, Достоевского, Толстого уже давно и прочно завоевала ведущее место в мире, русской музыке еще предстояло бороться за право встать в первые ряды мировой культуры.
Весной 1891 Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром Воевода, одноактной оперы Иоланта и балета Щелкунчик.
Инициатива пригласить Чайковского принять участие в открытии грандиозного концертного зала «Карнеги-холл», выстроенного на средства мультимиллионера Эндрю Карнеги, исходила от известного американского дирижера Вальтера Дамроша, хорошо знакомого с оперным и симфоническим творчеством великого русского композитора.
В 1891 году он совершил триумфальную концертную поездку в США. О своих занятиях дирижированием он писал: "...Если мне стоили громадной, тяжелой борьбы с самим собой мои попытки дирижирования, если они отняли от меня несколько лет жизни, - то я о том не сожалею. Я испытал минуты безусловного счастия и блаженства."
26 апреля Петр Ильич Чайковский вступил на американскую землю.
И начались бесконечные интервью, файв о´клоки, то есть чаепития, визиты, знакомства…
«Карнеги-холл» потряс Чайковского не столько своими грандиозными размерами, сколько великолепной акустикой. Оркестранты, репетировавшие под управлением Вальтера Дамроша Пятую симфонию Бетховена, встретили русского композитора настоящей овацией, репетиция сюиты прошла легко и непринужденно, ибо оркестр оказался просто превосходным. Америка удивляла, настораживала, изрядно утомляла.
«Громадный город, скорее странный, чем красивый,- напишет Чайковский в нью-йоркском дневнике.- Расти в ширину он не может, поэтому он растет вверх. Говорят, что лет через 10 все дома будут не меньше, как в 10 этажей».
Пятитысячная толпа, заполнившая в день открытия «Карнеги-холл», устроила настоящую овацию и музыке и ее исполнителям (Чайковский сам дирижировал и своей Третьей сюитой, и Торжественным маршем), газеты назвали выступление русского композитора сенсацией.
Его номер в отеле «Нормандия» утопал в весенних цветах – американки не только падки на сенсацию, но еще и очень экзальтированны. А в общем, и в Новом Свете живут гостеприимные, отзывчивые, добродушные люди. Главное – у них большой интерес к далекой загадочной России.
А потом была поездка на Ниагару, прогулки по тихому провинциальному Вашингтону, концерты в битком набитом филадельфийском театре…
« Я предвижу, что буду вспоминать Америку с любовью. Уж очень меня хорошо здесь принимают», - напишет Чайковский перед самым отъездом в Европу. И в другом письме: «Я здесь персона гораздо более,чем в России. Не правда ли, как это курьезно!!!»
Заключение.
Учитывая место и значение Чайковского и его творчества в сознании русских людей конца XIX и начала XX века, его облик, впечатления от музыки также нашли отражение в русской мемуаристике "участников и свидетелей серебрянного века России", большая часть которых оказалась в числе русских эмигрантов так называемой первой волны. Они все по образному выражению Романа Гуля "унесли Россию" с собой, в своем сердце, в своей душе. Поэтому в периодике русской эмиграции было написано довольно много о Чайковском.
Работа над темой я пришла к выводу, что основная тема творчества Чайковского — конфликтное столкновение сильного и страстного порыва человека к счастью с жестокой действительностью. Чайковский раскрывал глубокий внутренний мир человека, его музыка проникнута глубоким лиризмом и тонким психологизмом.
Как создатель высочайших образцов лирико-психологической музыкальной драмы, крупнейший реформатор балетной и камерной музыки Чайковский оказал большое влияние на мировое музыкальное искусство.
Данная работа может быть использована на уроках музыки, мировой художественной культуре и классных часах.
Литература
1. БСЭ. М. 1980г.
2. Музыкальная литература. М., Музыка, 1975г.
3. Никитин Б.С. Чайковский. Старое и новое. М., 1990г.
4. Сидельников Л.С. Петр Ильич Чайковский. М., 1992г.
5.
1. Рефлексия
В ходе работы над проектом я научилась работать с дополнительной информацией, находить материал на сайтах Интернета. Пользоваться программой создания презентаций.
Работая над материалом, я получила более подробную информацию о жизни и творчестве П.И, Чайковского и попыталась связать их с путешествиями по странам мира. Мне удалось связать материал с географией творчества композитора.
© Проект "Центр образовательных технологий"
Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе"
© Школа №32 "Эврика-развитие" г. Волжский
© Наймушина Любовь, 2008
Http://school32-volzhsky.narod.ru